Пятница, 29.11.2024, 22:10Приветствую Вас Гость

Туризм и краеведение


Электронный журнал ОЦДЮТурК Оренбургской области

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

История культуры в женских казахских украшениях.
I. ИСТОРИЯ ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ I.1. Казахские ювелирные изделия При известных различиях быта, языка отдельных народов, сохраняющих свои национальные традиции, историче¬ский опыт их развития, постоянные контакты и вза¬имовлияния выработали близкие или родственные чер¬ты, позволяющие говорить о единстве художественных тенденций. К примеру тюркская группа во многих видах народного творчества имеет эту близкую связь. Ее можно наблюдать в войлочных коврах, в некоторых видах керамики. Ка¬захский народ имеет свою самобытную культуру и общие признаки искусства с ними. Пе¬рекличка приемов, материалов наблюдается и в юве¬лирном деле. Везде была распространена филигрань. Среди цветных камней особую популярность имели би¬рюза, сердолик, кораллы. Применялся и перламутр. Мастера прошлого работали и с чернью. Джигиты среднего возраста или мужчины лет пятидесяти, в основном щеголи – салы и сери, поверх камзолов подпоясывались «кiсе» и «кемер белбеу». Оба конца ремня заканчиваются «капсырма» – застежками из железа. Поверхность «белбеу» украшается серебряными бляхами, драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие пояса носят и женщины. Орнаменты, украшающие пояса, в основном цветные, а серебряные бляхи – черненые, иногда и с позолотой. Ювелирные украшения за¬нимали особое место в жизни женщин и девушек. Праздничную женскую и девичью одежду, которая сверкала золотой вышивкой, шелковыми тканями, завершали броши, браслеты, серьги, шейные украшения, радующие глаз своими узорными формами, цветом камней, игрой це¬почек. Казахские ювелирные изделия отличались сдер¬жанностью цвета и массивностью форм. Крупные вол¬нообразные завитки филиграни с зернью украшали строгие по очертаниям нагрудные подвески, перстни. Узор развертывался на плоскости, вырастая в рельеф лишь в центральных узлах композиции за счет горок зерни. Камни применяли самого сдержанного цвета. Браслеты изготавливались из серебра. Их широкие ленты украшали скромным декором филигранной вере¬вочки и зерни, собранной в треугольники. Своеобраз¬ными были массивные перстни. В некоторых перстнях декоративный щиток (условная печатка) был диаметром до 7 см, а укреплялся он на двух ободках — шин¬ках. Такие перстни надевали на два пальца. Нагрудные украшения имели в своей системе по не¬скольку соединенных цепочками пластин. Самыми на¬рядными среди казахских украшений были длинные подвески к свадебным головным уборам, представля¬ющие целую систему цепочек, пластин, кистей и корал¬лов. Зергеры – мастера ювелирного дела черпали идеи для изготов¬ления великолепных изделий из эпоса и бытовых сцен. Их дополняли разнообразные орнаменты. Популярным металлом для казахских ювелиров являлось серебро, его ценили якобы за лечебные свойства, как металл, обладающий магическим свойством и защищающий от сглаза. У казахского народа есть украшения-символы, такие как «Кудаги жузiк» (перстень для сватьи, который надевается в день свадьбы детей как символ единения двух семей), «Алка» (ожерелье, которое надевают девочке, достигшей 10-летнего возраста), «Тумар» (оберег), «Саукеле» (головной убор невесты) . I.2. Место женских украшений в традициях и обычаях казахского народа Казахи издавна почитали мать, уважали жену, боготворили дочь и хотели, чтобы внешность была такой же прекрасной, как и их души. Ведь никто не усомнится в красоте и чистоте молодой девушки-невесты, на голову которой надет свадебный головной убор «саукеле». Наряд ее обязательно дополняли золотые серьги, изящные кольца, на запястье надевался массивный браслет, а в концы длинных кос вплетались шолпы. «По украшениям можно было судить о материальном достатке, территориальной принадлежнос¬ти женщины, – рассказывает жительница села Аниховка Адамовского района Оренбургской области Шаятова Дамагуй Оспановна. – Богатые женщи¬ны могли заказать зергеру – ювелиру весь комплект украшений, исполненный в едином стиле (ювелирный гарнитур). Характер и количество ювелирных ук¬рашений соответствовали возрасту женщины». Весь жизненный путь женщины от рождения до ее старости сопровождали ювелирные украшения, но они имели свои особенности. СЫРГА – СЕРЬГИ Рождение ребенка у всех народов сопровождалось радостью. Не было оно исключением и у казахов. В народе говорили: «Родится сын - появится наследник, а ро¬дится дочь - появятся новые родственни¬ки». Рождение девочки в казахской семье – явление особенное. К дочери казахи относились особен¬но трепетно. Дочь в доме была как бы гостьей. Её лелеяли, холили, но в то же время готовили к дальнейшей семенной жизни в покорности и уважении к будущим родственникам. Итак, в семье родилась дочь. Если по казахским обычаям девочка была засватана, то родители будущего жениха дарили юной особе золотые серьги, вдевая их в уши. Если жениха по каким-либо причинам не было, то родители девочки в своей юрте на ковре вывешивали сережки, сообщая о том, что в доме есть невеста. Серьги имели разные названия, которые были связаны с их внешней формой, и технологией изготовления.. Различали следующие виды серег: айшыкты сырга – в форме месяца, ай сырга – в виде луны, тумарша сырга – серьги-амулеты (треугольной формы); салпыншакты сырга – серьги с подвесками; козалы сырга – серьги с подвесками, наподобие хлопковых коробочек; тасты сырга – серьги с камнем; каралы сырга – черненые серьги; иыкты – серьги до плеч; конырау сырга – серьги колокольчики; кумбездi – куполообразные серьги; сояу сырга – остроконечные серьги. Востребованными были филигранные серьги, выполненные с особым мастерством и тонкостью. С лёгким причудливым ажуром удачно со¬четались изящные подвески в форме колокольчиков с проволочной бахромой. Женщины пожилого возраста скрывали серьги под национальным головным убором, выполняющим роль платка («жаулык» и «кимешек»), который являлся обязательным атрибутом гардероба. АЛКА – ЦЕПОЧКА С ПОДВЕСКОЙ Когда девочке исполня¬лось 10 лет, мама одевала ей на шею алка – ожерелье, цепочку с под¬веской, на которой были нанизаны множество маленьких бубенчиков и колокольчиков. Алка было не только украшением, но и служила выработке у девочки красивой осанки и походки. Одной из разновидностей алка является «онiржиек» (нагрудник). Эти прекрасные уникальные виды алка встречаются в западных и юго-западных регионах Казахстана. Ожерелье состоит из соединенных друг с другом при помощи маленьких колечек нескольких четырехугольных украшений, в которые вкраплены драгоценные камни. Такие украшения делаются из тонкого, внутри полого, серебра. Онiржиек, оригинальное по декору и конструкции, надевала замужняя женщина, особенно в период кормления ребенка, якобы оберегая от сглаза. ШОЛПЫ – ШАШБАУ (подвески вплетающиеся в косы) Шол¬пы и шашбау – звенящие подвески, украшающие и одновре¬менно подчеркивающие длину и густоту волос, были олицетворением де¬вичьей красы. Они вплетались к концам кос и представляли собой связку из цельнометаллических монет или ажурных медальонов (один из таких, когда-то принадлежащий Доулбаевой Улбике – старожил села Аниховка Адамовского района Оренбургской области, хранится в местном музее) со вставкой из сердолика. К самой верхней монете прикрепляется завязка из веревочки или цепочка. Эта завязка вплетается в косу вместе с волосами. Порой шолпы делают методом «сымкептеу», это когда между монетами в цепочки встав¬ляются драгоценные и полудрагоценные камни. Поверхность рукодельных монет украшают чернением или вырезают на них отдельный уникальный орнамент. Шолпы (подвески) выполняли дополнительную функцию – корсета для спины, который служил для выработки красивой осанки и походки. Дело в том, что шолпы, вес которых достигал около трех килограммов, оттягивали волосы назад и не позволяли девушке сутулиться. Это способствовало выработке плавной красивой походке, в противном случае шолпы создавали неудобство и боль, ударяя по спине при неправильной ходьбе. Звон накосных украшений еще и призван был охранять волосы от злых духов, поскольку по казахским (и другим народам Востока) поверьям считалось, что в волосах обитает часть души. Серебряные монетки украшения при движении создавали своеобразную ме¬лодию, что, по поверьям, говорило якобы о характере и нраве молодой особы. БIЛЕ3IК – БРАСЛЕТ Ювелирное изделие, которое изготавливается из серебра или золота. Огромная территория Казахстана, географическое расположение и природные недра наложили свои отпечаток на форму, размеры и внешний вид этого украшения. В восточных и юго-восточных регионах Казахстана в основном были распространены округлые или четырехгранные кованые браслеты. В регионах Центрального Казахстана в основном преобладали тонкие по ширине браслеты, в южных областях – цельные литые, а на западе и юго-востоке - объемные с позолотой и драгоценными камнями. Первый свой браслет девушка получа¬ет в подарок от своего жениха. Украшение на руке свидетельствует о том, что девушка уже сосватана. Название произошло от возгласа во время приезда невесты в дом жениха: «Суйиншi! Суйиншi! Сау келедi! Сау келедi!» («Суюнши! – одарите гостинцами за радостную новость! «Сау келедi!» - предвкушение от того, что с появлением невесты, в дом придет радость, благополучие, здоровье и.т.д. Именно поэтому головной убор не¬весты, расшитый золотыми нитка¬ми, бусами, украше¬ниями, называют саукеле. Саукеле – головной убор невесты – самое дорогое из женских украшений. Основа его – высокий конус из тонкого белоснежного войлока. Верх его обшивают красным сукном или парчой, украшают золотом, серебром и драгоценными камнями, разноцветным стеклом; низ ото¬рачивают нутрией или другими дорогими мехами. Саукеле по заказу отца невесты делалось заранее, до свадьбы. Оно было не только украшением невесты, но и показателем материального достатка ее родителей. К примеру, саукеле (Букеевская орда, г. Алматы, Казахстан) было оценено в 100 серебряных рублей, в Семипалатинской области цена одного саукеле достигла 200 рублей. Саукеле, находящееся в музее Антропологии и этнографии, сделанное в прошлом веке в Жетысуйском регионе, было оценено в сто лошадиных голов. Конечно, такие дорогие саукеле встречались редко. Наиболее древние виды саукеле выставлены в музеях Казахстана. КОС БIЛЕ3IК – ПАРА БРАС¬ЛЕТОВ После свадьбы, муж дарил молодой жене КОС БIЛЕ3IК – украшение, состоящее из пары браслетов, выражая тем самым видеть ее рачительной хозяйкой. Хранительницей семейного очага и рукодельницей. КОС БIЛЕ3IК, который надевался на правую руку назывался «бес бiлезiк» (браслет-пятёрка). Он состоял из пяти пред¬метов: 1 браслета, связующей цепочки, 2 ко¬лец и 1 напёрстка. Эти обычаи сохранились в основном в казахских аулах, а браслеты можно увидеть на руках женщин и сегодня, которые гармонично дополняют их праздничные наряды. Браслеты передаются как семейные реликвии сыну, который может надеть этот браслет на свою невесту САКИНА-ЖУ3IК – КОЛЬЦА И ПЕРСТНИ На Востоке, веря в магическую силу колец, издревле женщины надевали украшения на пальцы больше для оберега от нечистой силы. Позже ношение колец и перстней по 2 и более свидетельствовало о материальном достатке семьи. Массивные ювелирные изделия украшали пальцы преимущественно женщин старшего возраста. Молодые дамы носили их лишь в торжественных случаях. На поверхность колец и перстней наносили различные символы, орнамент или какие-либо пожелания. Это могли быть: солнце с пожеланиями свет¬лой, как солнце, жизни; силуэт птицы, который символизировал собой свободу, счастье и силы добра. Жузiк – перстень также украшался драгоценными и полудрагоценными камнями, разноцветными стеклами или элементами из того же серебра, из которого делаются выпуклые орнаменты: «балдак», «отау», «кустумсык». КУДАГИ ЖУ3IК – КОЛЬЦО СВАХИ На западе и юго-западе Казахстана можно встретить как украшение красочный объемный перстень, называемый «Кудаги жузiк» (кольцо для сватьи). Поверхность перстня объемная и закрывает почти 4 пальца. Он украшается драгоценными камнями, разноцветным стеклом и покрыт позолотой. Орнамент выполнен из чистого серебра или вырезается из посеребренного железа, создавая имитацию черненого серебра. Кудаги жузiк - перстень с шинками на два рядом расположенных пальца (средний и безымянный) , т.е. имеет общую поверхность пластины объединяющую 2 кольца. Это украшение символизирует единение двух начал, двух семей. Такое дорогое ювелирное изделие сва¬тья дарила свекрови своей дочери только удостоверившись в хорошем отношении к дочери в знак покровительства. Этой привилегии заслуживала не каждая сватья. А если уж она имела такое кольцо, то во всех домах она была почитаема и уважаема. ТУМАРША – АМУЛЕТНИЦЫ Особое внимание приковывали к себе на¬грудные украшения амулетницы-тумарша (треугольной формы), бойтумар (в форме полой трубки с подвес¬ками), выпол¬нявшие наряду с эстетической и функцию оберега. Амулетницы изготавлива¬лись полыми, внутрь вкладывались выдерж¬ки из Корана, морские и реч¬ные раковины, перья филина, пучки овечьей или верблюжь¬ей шерсти, наделявшиеся благоприятным магическим свойством. Издревле считалось, что амулеты предохраняют владельцев от сглаза, порчи и всякой другой беды. Поэтому люди, верящие в необычные свойства амулета, делали его из серебра, украшали всевозможными орнаментами, позументами, покрывали позолотой. Обычно такой дар преподносили свекрови родители невесты через год после свадьбы. Сегодня тумары носят не только взрослые, но и молодежь чувствует в них необходимость.
Категория: Мои статьи | Добавил: turist (25.12.2009)
Просмотров: 11763 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 5
5 Настя  
0
в начале написано римская цифра 1 значит должна быть 2-ая часть или даже 3-ья часть где она. И зачем её вообще ставили

4 undineusa  
0
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

3 Gupmeerie  
0
ygfkj

2 Ж.А.  
0
Имя моей бабушки здесь...

1 rina  
0
хочу сделать кулон с красивым национальным узором и тамгой , подскажите где можно найти национальные ювелирные орнаменты

Имя *:
Email *:
Код *:

  • Официальный сайт
  • Поиск
    Календарь
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 83
    Друзья сайта
  • Персоналии Константина Шальнева
  • Школа телевизионного мастерства
  • ОЦДЮТурК
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0