ГЛАВА
1.ОБРАЗОВАНИЕ театра кукол в росии.
1.1. Кукольные театры в России.
Кукольный театр в
России произошел от языческих, обрядовых культов. Например, весной славяне
выносили соломенные чучело, являвшееся образом смерти, сжигали его или бросали
в реку, приветствуя приход весны и тепла песнями. Таким образом, в обрядах
зарождались элементы театра. Кукольный театр, театр Петрушки своим появлением
обязан скоморохом, которые оборачивали вокруг себя одеяло, изображая переносной
театр, устраивали уличные представления. Кукла - "Петрушка", состояла
из рук и головы, которые вырезались из дерева. Туловище представляло собой
чехол, сшитый из ткани с отверстиями для головы и рук. Петрушка мог вертеть
головой - снизу головы выдалбливалось специальное отверстие для пальца.
Репертуар состоял из нескольких сцен: приветствие публики, сцена с цыганом,
лошадью, доктором, полицейским, и чертями. Странно, но каждая сцена
заканчивалась избиением партнера. Петрушка стал на Руси обобщенным образом
примитивного и грубого, но мудрого народного творчества, ведущего свои корни от
мифов и сказок. Марионетки появились на Руси после смерти Петра I . Но при Анне
Иоанновне популярность марионеток заметно возрастает. А в середине 19 века
куклы - марионетки попадают в балаган. И к концу века становятся народными
куклами, играя "неразговорные пьесы" и цирковые номера. В 18 веке в
России распространяется новый вид театра, возникший на Украине, - кукольный
вертепный театр. Сначала вертеп был тесно связан с церковной тематикой.
Спектакль начинался со сцены поклонения волхвов, " вертеп" (с украинского
- пещера), содержание не ограничивалось инсценировкой евангельской
легенды. В 1916 году в России была
первая попытка создать профессиональный театр кукол. Первой пьесой для
постановки была выбрана пьеса 17 века "Силы любви и волшебства". Но
спектакль прошел лишь несколько раз, так как после революции 1917 года,
участники иммигрировали из России. Первый театр кукол для детей был создан в
1918 году и назывался Петроградский государственный театр марионеток. В 1930
году этот театр объединился с театром Петрушки. В 30- е годы состоялись первые
спектакли театра художников Ефимовых, которые ставили басни Крылова, рассказы
Чехова, Гоголя. Советские театры кукол служили идеологии, пропагандируя
советскую жизнь. Театры получили оборудование, залы, стали профессиональными.
Таким образом, под влиянием старых театральных традиций
сформировались театры кукол. Берущие свои истоки в магических ритуалах и
религиозных обрядах, театр кукол прошёл сложный путь от простейших кукол, до
самых сложных образов. Первая попытка создать профессиональный театр кукол в России произошла в 1916 году. Но попытка не
удалась из-за революции 1917 года,
участники иммигрировали из России. Первый театр кукол для детей был создан в
1918 году и назывался Петроградский государственный театр марионеток. В 30- е
годы театры получили оборудование, залы, стали профессиональными.
1.2.
История возникновения театра кукол в Оренбурге.
Впервые темно-зелёная бархатная ширма
Оренбургского областного театра кукол поднялась 72 года назад в детском саду имени Кирова. Накануне войны областной театр кукол, основанный в 1935 году, всё ещё не имел своего помещения. Готовилось, но так и не было принято решение о предоставлении
театру помещения в
переулке Матросском. Театр кочевал по клубам, обосновался, было в Доме учителя, но уж больно беспокойным и невыгодным квартирантом
оказался... Тем не менее, в 1940 году было поставлено
пять спектаклей «Весёлый
портняжка», «Конёк-горбунок», «Волшебная лампа Аладдина», «Щелкунчик», «Большой Иван». Играли на разных площадках города, ездили
по области. Авторитетный
в Оренбуржье Николай Ефимович Прянишников писал, что спектакли театра - «занимательные и полные движения,
эмоционально насыщенные красочно
оформленные, были очень хорошо приняты маленькими зрителями» (13). Своей дееспособностью и мобильностью труппа была во
многом обязана художественному руководителю той поры
М. И. Савиной и директору театра Б. И. Грекову. За месяц до начала войны в театре состоялась премьера спектакля «Кукольный город» Е.
Шварца. Рецензент «Чкаловской коммуны» М. С. Клипиницер отмечал актуальность пьесы: её «важнейший
вопрос о
защите отечества
трудящихся от нападения
врага». И хотя свой город от крыс защищали куклы, и помогал им в этом Мастер (артист Н.
Кабанов), предвоенное
настроение ярко передавалось в этом детском спектакле, пронизанном
идеей научить
детей «защищать свой дом, свой город, свою страну». Маленькая записочка Н. А. Плешкова в театральном альбоме свидетельствует о том, что в июне 1941 года
театр отправился
на гастроли по Оренбургской железной дороги - от станции Джусалы до Актюбинска. На станции Аккемир Актюбинской о6ласти коллектив настигло известие
о начале войны... Когда вернулись домой, не знали что делать. Естественно, возникал вопрос: до кукол ли теперь, нужен ли вообще театр,
когда такая беда в стране? Сомневались напрасно: в тяжёлую годину бед и испытаний искусство народного,
площадного театра, оптимистичного по своей
сути, оказалось востребовано как никогда. До сих пор в театре бережно хранят записку от раненого лейтенанта, переданную артистам после
спектакля в одном из
местных госпиталей:
Спасибо, друзья! За прекрасный час!
За тёплые чувства привета.
Как радостно знать, что
больная душа
Родины лаской согрета!»
Но война заставила оперативно менять репертуарную политику. Спешно
переделав пьесу Гуса и Финна «Ключи Берлина», коллектив выпускает спектакль под названием «Поручик
Карташёв», где исторически верно показан провал похода Фридриха Великого на Россию, а сцена сдачи ключей от города Берлина русским солдатам всегда
вызывала бурю аплодисментов. В
репертуаре 1941 года появилась концертная
программа в живом плане: «Армейские
сказки». К началу нового 1942 года
выходят две эстрадные программы: «За
Великую землю Советскую» и «Фашистских гадов бей, как надо!». Репетировали на летней площадке сада им. К.
Либкнехта (Тополя). Днём изредка предоставлялась
возможность играть спектакли в
кинотеатре «Молот», вечерами давали
представления в госпиталях, на призывных
пунктах, в степи при свете костров для
работников сельского хозяйства.
Весь 1942 год театр ездил по области - от Бугуруслана до Медногорска и Ракитянки. С собою везли эстрадные программы
и новые спектакли для
детей: «Три толстяка», «Красная шапочка», «От мала до велика». Весной 1943 года по направлению отдела искусств при облисполкоме театр
выехал на сельские
гастроли со спектаклем «Неумирающий
Антон». Школы и клубы, где доводилось играть, были переполнены. Спектакль о
несгибаемости русского народа вливал в людей веру в Победу. Начали поступать приглашения и заявки из других районов - для обслуживания тружеников села во время уборочной кампании. В следующие поездки театр отправился, имея в репертуаре
новый одноактный
спектакль «Опасная болезнь».
Его «героя»
колхозника Симуляшкина
незабываемо смешно
играла Белла Семёновна Шехтер. Актриса Одесского театра
кукол, она, попав по
эвакуации в наш город,
самоотверженно служила в Чкаловском театре с мая 1943-го по
март 1945 года. Это было
самое тяжёлое время, когда в труппе осталось всего четыре
артиста: Н. А. Плешков, А. И. Мухина, А. В. Ведерникова и сама Б. С. Шехтер. Несмотря на
сложности, в ускоренном
темпе шли репетиции нового
спектакля для детей «Волшебная калоша». В конце июля комиссия из министерства, приехавшая принимать спектакль, одобрила творческие искания театра и поставила вопрос о переводе его в третью тарифную группу.
Осенью
1943 года комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР предложил
Чкаловскому (так назывался г. Оренбург) театру кукол выехать в только что освобождённую от фашистских захватчиков Воронежскую область. С собой взяли два спектакля для взрослых и детский спектакль «Волшебная калоша». До Воронежа добирались десять дней в оттепель, в переполненных вагонах-теплушках, с бесконечными пересадками. Прекрасный русский город лежал в руинах. Все театры были разрушены,
труппы в эвакуации, транспорт не
работал. Нехитрые декорации и ширму
перевозили по разбитым улицам где на
салазках, где на тачке. Играли в землянках, в палатках, во дворах госпиталей и медсанбатах, на сеновалах, где лежали раненые, на батареях, просто в поле
или в лесу, один раз пришлось играть в
прачечной. За время гастролей одежда истрепалась,
и на спектакли артисты театра кукол
приходили почти разутыми и раздетыми. Наградой за труд были всегда
переполненные зрительные «залы».
Особенной популярностью пользовался
спектакль «Неумирающий Антон» (в
народе его называли «Бессмертный Антон»). Николай Александрович Плешков, исполнявший роль Антона, вспоминал: «В спектакле наступал день 22 июня. Для семидесятилетнего
Антона, колхозного сторожа, день
этот начинался счастливо. И вдруг - война.
Сын, внук и внучка уходят защищать Родину. Антон остаётся один. Завернув в тряпицу горсть родной земли, он берёт берданку, молча прощается с деревней, где прошла его жизнь. По привычке крестится и уходит в партизаны. Разве можно рассказать словами о том счастье,
которое переживает актёр, играя мёртвую
паузу, во время которой зрители, даже
мужчины, сидят со слезами на глазах? А как бурно реагировал зрительный зал, когда маленький, худенький старик на краю своей жизни боролся за жизнь своей Родины
и вместе с ней побеждал! В те дни
этот спектакль будил чувство гордости
за русский народ».
Двадцать восьмого июля 1944 года театр кукол в составе десяти человек на
два месяца отправился на
Карельский фронт, в действующую
армию. За свою работу здесь актёра получили персональные благодарности от командования фронтом.
Из
отзыва начальника дота Красной Армии Карельского фронта Остапова:
«...работоспособный коллектив
Чкаловского театра кукол
в напряжённой обстановке, при ограниченном свободном времени у бойцов за период их
короткого отдыха после боя или перед боем, давал
в день по 3-4 спектакля,
играя в лесу, в землянках.
Не снижая художественного уровня было сыграно 80 спектаклей, обслужено 18900 зрителей...» День
Победы застал театр на гастролях в Абдулино (13).
Таким образом, куклы играли значительную роль в жизни россиян во время войны. Спектакли будили чувство гордости за русский народ, вливали в людей веру в Победу. Театр был востребован как никогда. Переполненные
зрительные залы, слезы на глазах и бурные овации были вдохновением для
небольшой, но очень нужной зрителям труппе талантливых артистов.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ в Оренбурге
2.1.Театр сегодня.
На сегодняшний день атмосфера в театре кукол благоприятная. В результате
плодотворного сотрудничества с известными талантливыми режиссерами
России в октябрьской афише театра 2006 года
значатся три новых спектакля.
Первой
работой стала постановка занимательной фантазийной истории «Экзамен для Гретхен» по немецкой сказке «Маленькая ведьма», которая очень ярко отражает нашу сегодняшнюю
школьную действительность. Спектаклем занимался главный режиссер Краснодарского Нового театра кукол, заслуженный
деятель искусств РФ Анатолий Тучков. Это имя хорошо известно кукольникам и зрителям не только нашей страны, но и всего мира. В его творческом багаже постановки спектаклей не только для детей,
но и для взрослых, а также работа в
драматическом театре и на телевидении.
В Оренбурге он уже не в первый раз. В 1994
году Анатолий Тучков поставил в нашем
театре рождественскую сказку «Морозко». А 3 октября 2006 года состоялась сдача еще одного восстановленного
спектакля «Гадкий утенок» по мотивам
сказки ханса кристиана андерсена(14). Судьба
у этого спектакля непростая. Гадкий утенок уже был поставлен на оренбургской
сцене в 1996 году. Занимался этим заслуженный артист РФ, главный режиссер Мытищинского театра кукол «Огниво» Станислав Железкин. Через несколько лет сказка исчезла из репертуара театра. Основной причиной этому послужили изменения, произошедшие в его труппе. Однако красивый, нежный и поучительный спектакль уже успел полюбиться зрителям. Да и
самим артистам не хотелось
расставаться с такой красочной
сказкой. Поэтому было принято решение
восстановить спектакль. А какой
режиссер это сделает лучше, чем тот,
кто ставил его первоначально? В
результате Станислав Железкин, несмотря на свою занятость, нашел время и
приехал в Оренбург. Почти за неделю спектакль был восстановлен. Правда, кое-какие изменения в
нем все-таки произошли.
- Десять лет - это довольно большой
срок, - рассказывает Станислав Федорович. - Сейчас наступило совсем другое время. Прежде всего, других жизненных ритмов, и это, несомненно, отражается на спектакле. Предыдущая постановка была размеренной и лиричной. Ныне же я сознательно шел на то, чтобы спектакль приобрел большую динамику, а конфликтные ситуации стали более заостренными. Ведь сегодня, на мой
взгляд, о взаимоотношениях в обществе и
расколе в нем нужно не ласково разговаривать, а кричать. В школе у каждого ребёнка рано или поздно могут
возникнуть конфликты с окружающими,
особенно если он не такой, как все.
Эти ситуации нужно устранять. Прежде всего, пониманием
индивидуальности каждого ребенка.
Можно с
полной уверенностью сказать, что этот спектакль способен научить многому не только детей, но и взрослых. Трогательная история о том, как трудно быть не таким как все, никого не оставила равнодушным. После ее просмотра мало кто мог сдержать слезы.
- В наше время стало очень сложно достучаться до детского сердца, - комментирует режиссер спектакля, - но я очень старался сделать все, чтобы этого добиться. Если у меня это получилось, значит, я работал не зря.
Конечно же, спектакль добился такого успеха и благодаря потрясающей работе всего актерского коллектива. В нашем кукольном театре работают настоящие таланты. Их
мастерство и профессионализм заставляют совершенно забыть о том, что, кроме кукол, на сцене присутствуют и те,
кто ими управляет. В совокупности это даёт полноценный, яркий, красочный
спектакль, который, судя по всему, как и прежде, будет пользоваться у публики большой популярностью.
Третий новый спектакль «Ванька Доброй», в основу которого положены сказки Бориса Шергина, оренбуржцам подарил режиссер и художник из Уфы Андрей Волков. Будучи еще и автором его инсценировки, сам он определяет
жанр спектакля, как «комедь, чтоб всякому смотреть».
Вообще Оренбургский кукольный театр ведет очень активную работу с детьми: 21-й сезон клуба юных театралов «Петрушка». В 2006 году учащиеся гимназии № 3 под руководством актеров показали свой спектакль на юбилейном празднике. В этом году
руководитель клуба Тамара Ивановна Пикулева начнет работу еще и с ребятами из школы № 33. Занятие в клубе, конечно, оставят след в душе маленького человека. Музей театра кукол завораживает
детей перед спектаклем и настраивает их на серьёзный просмотр художественного
произведения .
Еще одной разновидностью привлечения молодежи в театр послужит так называемая «Театральная гостиная». Раз в два месяца студенты учебных заведений города будут встречаться с актерами, художниками, писателями и творческими
людьми. В этом сезоне
гостиная начнет свою работу в обновленном, уютном фойе.
В целом можно сказать,
что на сегодняшний день
Оренбургский областной
театр кукол переживает
свое возрождение. Существенное развитие видимо и ощутимо во всех его направлениях. Не только творческих. Сейчас используются новые формы современной рекламы. Интересные и красочные программки спектаклей, выпускаемые в этом сезоне, станут памятным сувениром для детей, а с начала сезона начнет действовать официальный сайт театра www.teatr-kukol.ru. Здесь можно будет не только узнать все новости, но и заказать билеты (14).
Таким образом, в настоящее время Оренбургский областной театр кукол является востребованным у оренбуржцев. Существенное развитие видимо и ощутимо во всех его направлениях. Оренбургский театр продолжает
жить, и наши актеры передают свой бесценный опыт и профессионализм молодому поколению.
2.2.Влияние театра кукол на воспитание
маленьких оренбуржцев.
В Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года отмечается: «.. более
полно использовать, нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного
развития личности…»
На наш взгляд, кукольный театр может сыграть большую роль в
формировании личности ребенка и в наши
дни. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью,
динамикой, воздействует на зрителей. Кукольный театр располагает целым
комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка
– все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления детей, помогает
ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения,
влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет
для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от
телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в
трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно
потрогать. Дошкольники и младший школьный возраст очень впечатлительны и быстро
поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие,
отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к
происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать
положительным героям и быть непохожими на отрицательных. .
Чтоб подтвердить правоту наших наблюдений мы решили проанализировать
ситуацию, на что было проведено анкетирование.
Вопросы
|
Ответы
|
Кто из героев вам понравился больше всего?
|
Бабушка, шапочка
|
Не понравился?
|
Волк.
|
Анализ полученных результатов показал, что все учащиеся (100 %),
просмотревшие спектакль «Красная шапочка», «Хочу стать большим» отмечают
положительных и отрицательных героев. Творчество детей по сюжетам кукольного
театра питается образами героев-персонажей. В образах, которые создаются
детьми, персонажи, сюжет спектакля предстают во всей конкретной многогранности,
во всех своих богатствах. По детским рисункам мы видим, как плачет обиженный зайчик, как хитрая лиса
обманывает Колобка, как маленькая девочка любит маму и помогает ей во всем и
т.д.
Проанализировав
ответы детей после просмотра спектакля
"Красная шапочка", можно сказать, что все (100%) поняли
содержание спектакля, состояние героев (радость, печаль, благодарность),
называли положительных героев (бабушка, Красная шапочка) и отрицательных героев
(волка).
Яркая
зрелищность, откровенная условность искусства "играющих кукол",
близкие потребностям детского восприятия в спектакле «Хочу стать большим»,
делают увлекательным и доступным непростой для ребёнка процесс постижения
действительности, особенностей человеческого характера, сложностей
взаимоотношений между людьми. В общении с кукольным театром дети на доступном
им уровне знакомятся с эстетическими категориями прекрасного и безобразного,
комического и трагического. Сильные эмоциональные впечатления, которые получает
ребёнок на спектакле, восхищаясь добрыми героями, сопереживая им и осуждая
злых, непосредственно ориентируют ребёнка в мире нравственных представлений –
стат
|